Телефон:
+375 17 317 92 95
Факс:
+375 17 317 92 98
Моб.Тел:
+375 29 714 46 34
Поставка электронных компонентов, разработка и производство радиоэлектронных устройств
В белорусских электрокарах будет и батарея отечественной разработки. В чём её плюсы?

В белорусских электрокарах будет и батарея отечественной разработки. В чём её плюсы?

В белорусских электрокарах будет и батарея отечественной разработки. В чём её плюсы?
03 Декабря 2024
К концу 2024 года в РБ соберут и протестируют пять опытных образцов первого отечественного легкового электромобиля. Среди разработок наших учёных в этой новинке — двигатель и конструкция литийионных батарей, а также программное обеспечение и электроника для управления ими. Подробнее об аккумуляторах для «электричек» агентству «Минск-Новости» рассказал заместитель генерального директора Объединённого института машиностроения НАН Беларуси по высокоавтоматизированному электротранспорту Александр Белевич.

— Силовая установка не только ключевой компонент в системе электромобиля, — пояснил специалист. — От 30 до 50% стоимости всего электромобиля составляет литийионная батарея. Когда её ёмкость падает до 80%, она подлежит замене. Отечественная электроника на батарее позволяет чётко контролировать этот параметр. Литийионные ячейки мы закупаем в Китае, а вся конструкция батареи и её электроника разработаны нами.

По словам представителя НАН, электронику двигателей в Беларуси создавали сильные группы на БелАЗе и «БКМ Холдинге», а также команда, которая разрабатывала «ё-мобиль» российского бизнесмена Михаила Прохорова.

Как можно использовать аккумуляторы вне авто?

Отработавшие в машине батареи могут служить в стационарных накопителях электроэнергии — они позволяют отдельным субъектам хозяйствования регулировать нагрузку в сети. Кроме того, стационарные установки способны выполнять функцию резервного источника питания при авариях в электроснабжении.

Также устройства позволяют поддерживать устойчивое напряжение в сети и от возобновляемых источников энергии. Их главный недостаток — непрогнозируемость выработки объёмов электричества. А уже после накопителей батареи уходят на переработку.

— Вторичный рынок отслуживших в автотехнике литийионных батарей оборачивается выгодой и для покупателей электромобилей, — подчеркнул Александр Белевич. — Он позволяет снизить на них цены и облегчает переход на такую технику. Даже батареи для 10 тысяч авто — это гигантский объём для энергетики Беларуси. Он обеспечит 5—10 стационарных накопителей. Когда есть своё производство авто, понятно, какие батареи, когда и в каком количестве поступят на производство. Можно заранее планировать накопительные мощности. Также для всех технологических процессов важно, что такие батареи отечественные, а значит, однотипные. Ведь в производстве всё «разношёрстное» требует ручной сборки, подгонки и потому становится дорогим и нетехнологичным.

Помимо этого, литиевая батарея взрывоопасна. Отечественная сборка позволяет заложить необходимый запас прочности и надёжности изделия.

«БКМ Холдинг» уже выполнил у себя пилотный проект накопителя на базе отработанных батарей с электробусов. Жизненный цикл последних — до 10 лет. Электробусы выпускаются всего 3—4 года, поэтому большого потока «бэушек» нет. Но завод уже готов их забирать и дать им вторую жизнь.

В завершение представитель НАН сказал:

— Мы можем спроектировать электродвигатель не хуже «Теслы». Однако за ним стоят особые производственные технологии. Для них нужны международные рынки с многомиллионным спросом, которого у белорусских предприятий пока нет. Поэтому бессмысленно тратиться на такие технологии — они не окупятся. Отечественные предприятия пока работают в рамках своих ограничений, но стараются соответствовать технико-экономическим показателям зарубежных образцов.

Источник: Minsknews.by,av.by
Фото: архив av.by